Изменения в законе «о кредитных историях» — финансовый консультант

Изменение понятия кредитной истории: новые правила

Изменения в законе «О кредитных историях» - финансовый консультант

Каждый человек, который уже имеет статус заемщика, либо планирует воспользоваться банковским продуктом, должен самостоятельно осуществлять контроль за состоянием своей кредитной истории.

Для этого достаточно время от времени делать запрос в БКИ и получать отчет о текущем состоянии дел.

Но ввиду того, что в ФЗ №218 были внесены некоторые изменения, физическим лицам стоит учитывать эти законодательные инновации.

Кого затрагивают изменения

Президентом РФ 03.08.2018г. был подписан закон ФЗ №327 о внесении изменений в ФЗ №218 «О кредитных историях». Вступившие в силу поправки касаются не только российских граждан, выступающих в качестве субъектов КИ, но и пользователей кредитных историй, коими являются:

  • банки;
  • микрофинансовые организации;
  • прочие финансовые структуры, специализирующиеся на кредитовании физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Благодаря законодательным инновациям были дополнены основные понятия и правила:

  • проведения идентификации заемщиков;
  • содержания КИ;
  • создания запросов и получения согласий на выдачу отчетов;
  • права БКИ и т. д.

Изменение понятий

Законодателями было изменено основное понятие кредитного соглашения. Теперь к этой категории следует относить договоры банковских счетов, дающие право клиентам на осуществление платежей (по принципу кредитования), даже при отсутствии на них денежных средств.

Изменению подвергся и 4 пункт закона, в котором указывается, кто может представлять информацию в БКИ. Теперь это могут делать и ликвидаторы юридических лиц (ликвидационные комиссии), а также ипотечные агенты или специализированные финансовые сообщества, приобретшие права требования по возникшим у заемщиков обязательствам.

Содержание КИ

Законодательные инновации затронули и содержание КИ:

  1. В титульной части теперь выделено место, предназначенное для внесения данных из паспорта гражданами других государств, и сведений из других идентифицирующих документов лицами без российского гражданства.
  2. Датой начала формирования кредитной истории является дата начала исполнения обязательств со стороны поручителя.

Порядок формирования и отправки запросов в БКИ

Начиная с 03.08.2018г. изменились правила получения и предоставления согласия на выдачу БКИ отчета для физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Если в качестве субъекта выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, то согласие должно составляться на бумажном носителе информации и содержать следующие данные об официальном представителе (в конце ставится подпись):

  • паспорта или любого другого идентифицирующего личность документа;
  • документа, подтверждающего полномочия представителя.

Если согласие оформляется в электронной форме, то для заверения документа потребуется:

  • квалифицированная (усиленная) ЭП;
  • неквалифицированная (усиленная) ЭП;
  • простая ЭП.

Внимание! Срок действия согласия увеличен до 6-ти месяцев с момента оформления документа. Эта поправка в ФЗ вступит в силу 31.01.2019 г. Срок хранения согласия субъекта на получение основной части КИ сократился до 3-х лет, начиная со дня окончания его срока действия

Бесплатное получение КИ

Российские граждане и субъекты предпринимательской деятельности, выступающие в качестве заемщиков, могут бесплатно получать электронные отчеты по своим КИ два раза в год. На бумажном носителе информация на безоплатной основе будет предоставляться только один раз в год.

Внимание! Запрос на получение отчета из БКИ может направляться в электронной и бумажной форме, в виде телеграммы. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ФЗ.

Источник: http://vesbiz.ru/personal-finance/banks/kreditnaya-istoria-novye-pravila.html

218 фз о кредитных историях в 2017: новый закон о кредитных история

 Кредитная история для многих стала именно тем препятствием, которое делает невозможной необходимую покупку или же взятие ссуды для определенных целей.

В бюро кредитных историй собрана абсолютно вся информация, касающаяся ваших действий с финансами, будь то кредит наличными, покупка товара в рассрочку или же оформление быстрого микрозайма.

Поэтому узнав о том, что закон о кредитных историях в 2017 году может измениться, потребителям стало интересно узнать, что же их ожидает.

 Суть закона

 Федеральный закон 218, вступивший в силу в предпоследний день 2004 года, регулирует порядок формирования КИ, а также состав тех данных, которые в нее входят.

Спустя более 10 лет, 28 июня 2014 года, в него были внесены определенные изменения, вступившие в силу первого марта 2015 года.

Цель данного ФЗ – повысить безопасность и минимизировать риски как тех, кто дает деньги в долг, так и тех, кто выданными кредитами пользуется.

Кроме того, все внесенные изменения были направлены на увеличение эффективности деятельности кредитных организаций, кооперативов, МФО и т.п. Для этого было предложено вносить в данные КИ не только информацию о том, насколько добросовестно физические лица выполняют свои обязательства по взятым кредитам, но и некоторые другие моменты, касающиеся, в том числе, и юридических лиц:

  • Сведения о своевременности арендной платы за помещение (для юрлиц);
  • Информацию о своевременности оплаты коммунальных услуг (для физических и юридических лиц);
  • Сведения о порядке оплаты услуг связи физ- и юрлицами;
  • Информацию о выполнении физическим лицом алиментных обязательств.

Закон о кредитных историях 2015, со всеми его дополнениями и изменениями, в окончательно принятом виде просуществовал относительно недолго – уже через 15 месяцев в него снова были внесены поправки.

 Изменения в законе о КИ-2016

 Изменения в законе о кредитных историях, принятые в июне 2016 года, коснулись нескольких пунктов. Так, утверждена новая трактовка понятия «субъект кредитной истории» — с момента принятия правок под определение попадает физ- или юрлицо, которое соответствует одному из определений:

  1. Являющееся заемщиком по договору кредита (займа);
  2. Являющееся поручителем по договору кредита (займа);
  3. Являющееся лицом, которому выдана банковская гарантия;
  4. Являющееся лицом, в пользу которого вынесено судовое решение о взыскании денежных средств, если оно не было исполнено на протяжении 10 дней.

Главнее отличие внесенных изменений касается того, что в соответствии с Законом о кредитах и должниках 2016 заемщик, который участвует в накопительно-ипотечной системе по программе жилобеспечения военнослужащих, не является субъектом кредитной истории.

Кроме того, согласно внесенным правкам, закрытая информационная часть кредитной истории может быть предоставлена по требованию суда, в котором рассматривается дело конкретного физического или юридического лица.

 Другие дополнения и изменения

 С первого января этого года в силу вступил новый закон о кредитных историях, а точнее – все тот же закон о кредитных историях, но вновь с дополнениями и уточнениями. Так, главное отличие от Федерального закона 218 о кредитных историях новая редакция отличается тем, что теперь необязательно в титульной части КИ указывать СНИЛС.

Такие изменения вызваны тем, что ряд граждан не имеют возможности предоставить страховой номер, в частности, некоторые самозанятые граждане и те, кто подлежит ведомственному пенсионному обеспечению, не имеют их вовсе.

Поэтому, в соответствии с новым законом о кредитных историях, СНИЛС будет указываться только в том случае, если субъект кредитной истории его где-либо указывал.

Следует отметить, что принятые изменения были вызваны необходимостью упорядочить базу кредитных историй.

К сожалению, согласно установленной ранее схеме, когда потребительский кредит выдавался только лишь по предъявлению паспорта, у отдельных лиц могло быть несколько кредитных историй: смена паспорта по его утере или любой другой причине подразумевала и смену номера документа, а значит – новый кредит формировал КИ уже как бы на нового человека. С одной стороны, требование предоставления СНИЛС должно было решить эту проблему и объединить все данные о взятых кредитах одним лицом в единое целое. Однако столкнувшись на практике с проблемами, описанными выше, данная поправка была признана недоработанной и отменена. Напомним, в соответствии с 218-ФЗ «О кредитных историях» СНИЛС для получения кредита не требовался.

Специалисты считают, что дополнение к принятому 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» о СНИЛС могло бы минимизировать случаи получения кредитов и микрозаймов по поддельным документам, так как подделать и паспорт, и СНИЛС одновременно практически невозможно.

 Изменения в законе, вступающие в силу в 2017 году

 Закон о кредитных историях 2017 предусматривает внесение всего лишь двух пунктов, отсутствовавших ранее:

  1. Если источник формирования КИ не передает в центральный каталог кредитных историй данные о субъекте в связи с окончанием срока действия договора, или же в случае переуступки требований источником третьему лицу, он обязан в срок, не превышающий пять рабочих дней, предоставить всю необходимую информацию в соответствии с законом о бюро кредитных историй.
  2. В соответствии с Федеральным законом 218 ФЗ о кредитных историях, с 2017 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, планирующие выдать кредит потребителю, имеют право получить информационную часть КИ данного лица даже без его согласия. Согласно закону о персональных данных, другие части КИ могут быть предоставлены только по согласию непосредственно субъекта. В соответствии с Федеральным законом о кредитных историях, информационная часть КИ должна быть предоставлена по требованию в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

 Важно понимать, что помимо информационной части, в КИ содержатся и другие данные, которые могут как стать препятствием на пути к получению потребительского кредита, так и помочь в данном вопросе. Поэтому в интересах субъекта, планирующего взять кредит или микрозайм, сразу же давать согласие на получение всех данных.

Читайте также:  Проценты по вкладам в банках москвы - финансовый консультант

 Полномочия бюро кредитных историй

 ФЗ о кредитных историях регулирует порядок работы бюро, занимающиеся сбором информации о выполнении кредитных обязательств гражданами РФ. Так, БКИ имеет право:

  • Предоставлять в соответствии с договором информацию, если такие услуги не противоречат указаниям, изложенным в ФЗ;
  • Вычислять индивидуальный кредитный рейтинг конкретного лица, на основании имеющихся в БКИ данных;
  • Создавать ассоциации и союзы, призванные регулировать деятельность бюро, защищать интересы его сотрудников и координировать их действия.

Закон о кредитной истории содержит достаточно большое количество пунктов, охватывающих все стороны кредитной деятельности.

В нем предусмотрено изложение как прав, так и обязанностей всех сторон, а потому все споры, возникающие на разных этапах сотрудничества между кредиторами и кредитованными лицами по любым вопросам, должны решаться исключительно в соответствии с изложенными в нем положениями.

Источник: http://9cr.ru/rubrika-kreditnaya-istoriya/218-fz-o-kreditnyh-istoriyah-v-2017-novyy-zakon-o-kreditnyh-istoriya

Федеральный закон о кредитных историях — что нового после 2014 года?

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

[vc_row][vc_column][templatera id=»14527″][vc_column_text]О кредитной истории слышал каждый заемщик, тем более, если процедура оформления кредита происходит для него не впервые.

В то же время, до недавнего времени это относилось исключительно к сфере выдачи займов, да и то — здесь у финансовых учреждений было довольно много ограничений.

Например, чтобы передать информацию о заемщике в БКИ, кредитная структура сначала должна была получить на подобные действия соответствующее разрешение от самого должника. Правда, в конце прошедшего года государством начал активно реформироваться закон, касающейся кредитной истории.

Стоит сказать, что принятые тогда поправки в законе о кредитных историях – это еще не все, что планировало изменить правительство нашей страны.

Продолжение изменений в «кредитном» законодательстве

Стоит отметить 2014 год уже успел ознаменоваться тем, что правительство решилось всерьез взяться за наведение порядка в сфере кредитования. Так, с 1 июля нынешнего года довольно значительные изменения претерпевают правила и условия оформления потребительских кредитов. Вслед за этим госдума решила уделить особое внимание и кредитным историям российских граждан.

Прежде всего, закон о кредитных историях, в своем новом виде, обязывает все финансовые учреждения (а это банковские организации, кредитные кооперативы и МФО), за исключением ломбардов, передавать в БКИ информацию об оформляемых российскими гражданами займах, допущенным по ним просрочках и даже о заявках на получение кредитных средств.

Как всем известно, ранее передавать данные о должниках в бюро кредитных историй были обязаны были только банковские организации. Однако на сегодняшний день, из-за ратификации нового закона о потребительском кредитовании, ставки по займам, оформленным в микрофинансовых учреждениях и кредитных кооперативах также будут находиться под контролем государства, и им же ограничиваться.

Следовательно, риски у этих кредитных структур тоже значительно увеличатся, ведь теперь кредитору не удастся обойтись при выдаче займа без проведения более серьезных проверок потенциальных заемщиков.

Больше сведений, больше информаторов

Стоит сказать, что согласно недавним изменениям в кредитном законодательстве, в настоящий момент, чтобы передать информацию о заемщике в БКИ, больше не требуется согласие самого клиента. Более того, теперь эти данные без его согласия могут предоставляться другим заинтересованным лицам.

При этом среди этих лиц бывают не только одни кредитные структуры, выясняющие надежность соискателя, но и будущие работодатели, сотрудники ГИБДД и коммунальные службы. Кроме того, все вышеперечисленные структуры отныне имеют полное право вносить сведения о долгах конкретного гражданина по собственной специализации, разумеется, если по данным долгам принято соответствующее судебное решение.

На первый взгляд может показаться, что подобные нововведения должны значительно усложнить жизнь российским гражданам, ведь отныне обо всех их задолженностях сможет узнать практически кто угодно.

В то же время, государство смотрит на эту ситуацию несколько иначе. Они уверяют, что если те же финансовые учреждения смогут увидеть, имеющие у соискателя займа долги по коммуналке, у них будет возможность принять оптимальное решение относительно предоставления заемных средств этому человеку.

Тем самым, планируется уменьшить процент проблемных займов в кредитных портфелях банковских организаций.

Между тем, что касается обязательного заполнения кредитного досье даже в том случае, если заявка на оформление кредита была отклонена, то здесь, как уверяют депутаты, положительным фактором станет то, что последующая кредитная структура сможет определить почему было отказано потенциальному клиенту в предыдущем финансовом учреждении. Благодарю этому, кредитор, опять-таки, сможет принять верное решение.

Стоит напомнить, до внесения изменений в закон о кредитных историях, в случае неодобрения банковской организацией кредитной заявки, в кредитную историю заемщика просто заносился сам факт отказа в заимствовании, при этом причины отказа оставались неизвестными, соответственно, очередной кредитор не мог получить информацию об обстоятельствах, в связи с которыми данному соискателю было отказано в займе.

Внесение поправок в законе о кредитных историях – непопулярные решения на пользу гражданам и финансовым учреждениям

Основная часть поправок, внесенных в закон о кредитных историях получила законную силу еще в декабре 2013 года. Тем не менее в июне этого года государство планирует внести на рассмотрение еще некоторые достаточно важные коррективы.

В частности, депутаты собираются рассмотреть вариант раздельного хранения основной части кредитных досье от дополнительной и титульной. Благодаря этому удастся сократить вероятность мошенничества, а также воспрепятствовать одновременному оформлению соискателем займов в нескольких кредитных структурах.

В целом депутаты уверяют, что вводимые ими изменения станут полезными не только для кредиторов, но и для заемщиков.

А тот факт, что испорченная кредитная репутация будет оказывать влияние на большее количество различных факторов в жизни заемщика, только уменьшит закредитованность среди российского населения в целом, ведь данные об их финансовом положении будут более доступными и полными, что должно подтолкнуть финансовые учреждения не давать взаймы гражданам, неспособным добросовестно выполнять долговые обязательства.

Источник: http://pr-credit.ru/kakie-izmeneniya-preterpevaet-zakon-o-kreditnyx-istoriyax/

Что дадут поправки в ФЗ «О кредитных историях»

Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в ФЗ «О кредитных историях». К слову, заемщиков МФО это тоже касается.

По словам глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, предполагается, что законопроект во втором и третьем чтении будет принят уже до конца июля – «по укороченной жесткой процедуре».

Однако это не отменяет появления ко второму чтению ряда поправок.

Согласие на полгода

Документ корректирует порядки формирования, получения и хранения кредитных историй (КИ). И основной целью правок является упрощение со стороны БКИ процедур онлайн-кредитования. Прежде всего, это регламентация использования электронной подписи при получении согласия субъекта.

Кроме того, документ убирает «неудобный» момент в работе банковских филиалов за границей. По законопроекту зарубежные филиалы российских банков освобождаются от обязанности предоставлять информацию в российские БКИ, если это противоречит законам страны, где они находятся.

Также немаловажно — документом предлагается увеличить срок действия согласия заемщиков на доступ к кредитной истории с двух до шести месяцев. Таким образом, взаимодействие всех кредиторов с бюро заметно упростится.

Кроме того, согласно традиции, ко второму чтению документ обычно обрастает различными поправками, которых не было в утвержденном на первом чтении варианте. Это общепринятая в Госдуме практика, и наш законопроект вряд ли станет исключением.

В частности, в СМИ просочилась информация о намерениях Центробанка дополнить ФЗ «О кредитных историях» новеллой, по которой при запросе кредитного отчета заемщики смогут узнавать свой скоринговый балл. Это позволит гражданам не тратить время на рассылку кредитных заявок в те кредитные организации, которые, скорее всего, кредит не одобрят. Не важно, банки это или МФО.

Знакомьтесь – скоринговый балл

Уточним, определенную оценку собственной КИ граждане могут получить и сегодня, пусть и задним числом.

Как поясняет директор по маркетингу и коммуникациям Объединенного Кредитного Бюро (ОКБ) Екатерина Котова, в соответствии с законодательством кредиторы должны указывать причину отказа в информационной части кредитной истории, начиная с 2015 года. То есть, лицо, которому было отказано в кредите, может получить свою КИ и ознакомиться с этой причиной.

Законом также определен список причин отказа: «кредитная история заявителя» (18,5% отказов с начала 2018 года по статистике ОКБ), «избыточная кредитная нагрузка заявителя» — 1,5% отказов, «несоответствие информации в заявке, уже имеющейся у кредитора» — 0,7% отказов.

«Также есть две наиболее частые причины, которые сформулированы довольно обтекаемо: «кредитная политика заимодавца» — 46,9% отказов и «другое» — 32,4% отказов, — поясняет Екатерина Котова.

— В эти формулировки на самом деле может входить любая причина, по которой кредитор отказал заемщику, даже, например, если сотруднику просто не понравился внешний вид заявителя».

Читайте также:  Как получить ипотеку на квартиру, и что нужно для этого? - финансовый консультант

Например, в «другое» кроме прочего входят ситуации с отказом клиента от кредита до момента принятия решения по нему; отказ на этапе оформления, если не устроила итоговая сумма/ставка кредитования или по другим причинам; невозможность связаться с клиентом по оставленному номеру телефона; дополнительные причины, выявленные на этапе рассмотрения заявки – недостаточный стаж работы, отказ поручителя.

Своих не бросаем?

Комментарий Екатерины Котовой свидетельствует, что расплывчатость формулировок вряд ли позволит гражданам понять конкретную причину отказа, даже если организация не станет делать из этого тайну. А сами кредиторы предпочитают помалкивать.

«Чтобы не раскрывать тонкости анализа кредитоспособности, платежеспособности и процедуры принятия решения», — констатирует главный аналитик «Русипотеки» Сергей Гордейко. «Чтобы мошенники не подбирали ключи к рисковым моделям кредиторов», — более откровенно называет все своими словами владелец «Цифровой ипотеки» Роман Гуров.

«Это просто обычная установка — получается, что если назвать причину отказа, то у клиента будет истерика, — признается директор одного из филиалов СК «Гайде» Юлия Толчаева.

— И он начнет в вашем же офисе доказывать, что «не верблюд». Ну и при отказе обычно нет одной причины — срабатывает комплекс.

Плюс, не всегда информация получена легально, ведь кроме БКИ используется масса других баз данных».

Наконец, генеральный директор группы компаний Eqvanta (в состав входят МФК «Быстроденьги», МФК «Турбозайм» и др.) Юрий Провкин подытоживает. «Решение принимает система на основе более чем 10 тыс.

переменных. Линейный сотрудник сам тоже не видит основание для отказа. Поэтому клиент может обратиться в компанию за официальными комментариями.

Но чаще всего отказ связан с оценкой платежеспособности клиента».

Между тем, и не раз, и не два звучали признания экспертов, что от 3% до 7% отказов происходят по техническим причинам. Проще говоря, именно столько клиентов получают отказ незаслуженно. А значит – кредиторы теряют часть дохода.

И при нынешнем ужесточении конкурентной борьбы на кредитном рынке этот «кусочек пирога» превращается в лакомый. Само объективное развитие ситуации заставляет кредиторов вступать с заемщиками в диалог.

Но ответ: «Посчитанный по вашей анкете скоринговый балл составил 350 при минимально допустимом значении 450» окажется понятным далеко не всем гражданам. Таким образом, инициатива Банка России посвящать клиента хотя бы в параметры скорингового балла вполне может превратиться лишь в первый шаг по возвращению кредитным рынком этих 3-7% потерь.

Игорь Чубаха, Санкт-Петербург

Источник: http://www.inmfo.ru/analytics/tendencii1/chto-dadut-popravki-v-fz-o-kreditnyh-istoriyah/

Какие изменения в законе «О кредитных историях» нас ждут в 2014 году — finstok.ru — Личные финансы. Просто о сложном

ПодробностиКатегория: КредитыСоздано 30.01.2014 10:28

Конец 2013 года запомнится изменениями в  законодательстве в сфере кредитования населения. Мы уже говорили о том, что 21 декабря  был подписан закон о «Потребительском кредитовании».

Одновременно с ним был подписан и Федеральный закон N 363-ФЗ от 21 декабря 2013 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Данным законом, в том числе, внесены изменения в ФЗ «О кредитных историях», причем достаточно существенные. Закон  N 363-ФЗ вступит в силу с 1 июля 2014 года.  Давайте разберемся, что нового нас  ожидает после этой даты. 

 

Получение согласия на отправку отчета не требуется

Первое, на что стоит обратить внимание – под действие закона, помимо кредитных организаций, будут попадать также  микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Мы наблюдаем в последнее время буквально бум потребительского микрокредитования.

Более того, статья 3 в новой редакции закона обязывает кредитные организации, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы  направлять информацию о кредитах хотя в одно бюро кредитных историй без получения согласия заемщика.

Если в прежней редакции информацию о кредитах, которые у Вас имеются, должны были предоставлять только банки, и то только после получения Вашего согласия, то в новой редакции, очевидно, мы наблюдаем некоторое ужесточения законодательства в данном вопросе.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, более полная информации о финансовом состоянии потенциального заемщика поможет финансовым организациям более трезво оценить риски, связанные с кредитованием того или иного заемщика.

Что, в конечном счете, теоретически должно привести к снижению процентных ставок для порядочных заемщиков. С другой стороны, людям, одержимым манием преследования и тотальным наблюдением за ними, добавится очередной повод для беспокойства.  🙂

Информационная часть кредитной истории

Как мы помним, кредитная история состоит из 3 частей – титульной, основной и дополнительной (закрытой). В новой редакции закона к кредитной истории добавляется еще одна часть – информационная.

В ней будут содержаться сведения об предоставлении или отказе в предоставлении заемщику кредита.

Кроме того, если Вы не платите кредит в течение 180 дней после наступления срока платежа, то такие сведения также попадут в информационную часть кредитной истории.

В случае отказа в предоставлении кредита в информационную часть попадают сведения о сумме кредита, в котором отказано, дата отказа,  а также причина отказа.

В качестве причины может быть наличие информации о том, что кредит в срок не будет возвращен,  риск невозврата  кредита в случае превышение общих кредитных обязательств заемщика его годового дохода, кредитная история заемщика, информация государственных органов власти.

Но точные формулировки, которые должны быть указаны в информационной части в случае отказа в кредите, в законе не прописаны.

Еще один важный момент: частью 9.1 статьи 6 определено, что

«Информационная часть кредитной истории предоставляется пользователю кредитной истории без согласия субъекта кредитной истории в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня обращения в бюро кредитных историй с запросом о предоставлении такой информационной части.»

То есть, чтобы получить информацию о том, какие у вас есть кредиты, по какой причине Вам отказано в получении кредита, Вашего согласия не требуется. Но N 363-ФЗ внес изменения также в определение термина «пользователь кредитной истории»

Пользователь кредитной истории

В новой редакции ФЗ «О кредитных историях» под пользователем кредитной истории понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие письменное или иным способом зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета в целях, указанных в согласии субъекта кредитной истории. В прежней редакции закона кредитный отчет мог быть получен только для заключения кредитного договора.  Таким образом, в свете новой редакции закона, любая организация, например, Ваш будущий работодатель, может проверить Вашу кредитную историю, получив  на то Ваше согласие. Однако некоторые эксперты указывают на замкнутый порочный круг: для того, чтобы вовремя гасить свои кредиты, Вам нужно будет устроиться на работу, а на работу Вас не берут, потому что вы плохо платите по кредитам. Но в любом случае, финансово ответственным гражданам опасаться ничего не стоит.

По правде, для меня осталось до конца непонятным, каким образом предоставляется информационная часть пользователю – ведь часть  9.

1 статьи 6, которую мы процитировали выше, прямо говорится, что для получения информационной части согласие пользователя не требуется, а в определении термина – согласие необходимо.

Возможно, в дальнейшем последуют дополнительные разъяснения по данному вопросу. Если у Вас есть какие-либо мысли по этому поводу – добро пожаловать в комментарии.

Резюме

По традиции, чтобы не забыть об основных моментах, сделаем нашу «шпаргалку»

Изменения в законе «о кредитных историях» достаточно серьезные, местами не до конца понятные.

Но, принимая во внимание также вступление закона «О потребительском кредитовании», можно отметить, что  наблюдается явная тенденция в ужесточении законодательства в области кредитования. Что, в свою очередь, в конечном счете, должно привести к повышению прозрачности этой сферы.

И выиграть от этого должны в первую очередь порядочные заемщики. Так что, повышение уровня финансовой грамотности – а это основная цель нашего блога, просто жизненно необходимо.

Не забываем делиться с друзьями с помощью кнопок социальных сетей, а также подпишитесь на наши новости, чтобы ничего не пропустить.

Всего хорошего!

Подписка на наши новости очень важна – она позволит не пропустить ни одной темы нашего сайта. Возможно, Вам также будут интересны  услуги в сфере финансов, которые мы готовы предложить Вам. Для более подробной информации перейдите, пожалуйста, по ссылке.

Также не забываем делиться с друзьями с помощью кнопок социальных сетей

Источник: http://finstok.ru/kredity/kakie-izmeneniia-v-zakone-o-kreditnykh-istoriiakh-nas-zhdut-v-2014-godu.html

Федеральный закон «О кредитных историях»

Кредитная история — данные об исполнении заемщиком своих долговых обязательств. Для контроля за лицами, участвующими в данном процессе, был принят ФЗ 218.

Читайте также:  Какая комиссия за снятие наличных с кредитной карты сбербанка за границей - финансовый консультант

Описание 218 ФЗ

Федеральный закон №218 «О кредитных историях» был принят ГосДумой РФ 22 декабря 2004 года, а одобрен законодательный проект был спустя 2 дня. Последние поправки в ФЗ 218 вносились 31 декабря 2017 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ о страховании в РФ. Читайте подробнее тут:

Закон состоит из 7 глав и 20 статей, в которых описываются следующие аспекты:

  • предмет регулирования и цели принятия ФЗ 218;
  • понятие кредитной истории и что в него входит;
  • порядок предоставления и хранения важной информации;
  • перечень прав субъектов платежной карты;
  • права и обязанности, установленные для бюро кредитных историй;
  • порядок ликвидации таких организаций;
  • орган, осуществляющий контроль за деятельностью бюро;
  • ответственность, предусмотренная в отношении организаций.

Целями ФЗ 218 являются:

  1. Защита кредиторов и заемщиков.
  2. Улучшение деятельности заемных организаций.
  3. Создание условий для:
    • сбора;
    • обработки;
    • хранения;
    • предоставления данных в бюро кредитных историй.

Положения закона регулируют отношения, возникающие между:

  • заемщиками и предприятиями, которые заключили договор займа;
  • ЦККИ (центральным каталогом кредитных историй) и:
    • их субъектами;
    • пользователями;
    • бюро сведений о платежеспособности заемщика.
  • кредитной организацией и Центральным Банком;
  • бюро кредитных историй и конкурсным управляющим.

Последние изменения, внесенные в закон

Федеральный закон №218 был отредактирован 31 декабря 2017 года. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ о ЦБ. Подробнее здесь:

Поправки были внесены в следующие статьи:

Статья 5

Часть 3.1 ст 5 была дополнена сведениями об исключениях, в которых уполномоченному органу не сообщаются источники формирования кредитной истории.

Ст 5 была дополнена 7 частью, в которой идет речь о том, что Правительство РФ вправе установить ограничения на передачу информации об источниках платежной карты.

В ФЗ 218 раскрываются и другие статьи, в которые не были внесены поправки:

Статья 4

В пункте 1 ст 4 описаны пункты, из которых состоит кредитная история физического лица. В нее входят:

  1. Титульная часть. В данном пункте содержится следующая информация:
    • ФИО физ лица, дата и место его рождения. Данные указываются на русском языке;
    • сведения из удостоверения личности гражданина;
    • номер идентификации, который подтверждает, что он уплачивает налоги;
    • личный страховой номер, обозначенный в свидетельстве о пенсионном страховании.
  2. Основная содержит данные о:
    • месте регистрации и проживании гражданина;
    • госрегистрации физ лица в качестве индивидуального предпринимателя;
    • признании судом человека недееспособным или ограничено дееспособным;
    • несостоятельности лица;
    • об обязанностях гражданина в качестве заемщика.
  3. Дополнительная:
    • источник формирования данных о платежеспособности заемщика:
      • юридического лица;
      • финансового управляющего;
      • гражданина.
  4. Информационная содержит данные о:
    • предоставлении займа или об отказе в нем;
    • своевременности внесения необходимых платежей.

Ст 7 ФЗ 218

В положениях ст 7 описывается орган, обеспечивающий безопасность и сохранность предоставленных данных. За хранение и защиту данных отвечает бюро кредитных историй. Оно обеспечивает сохранение данных в течение 10 лет со дня их получения.

В пункте 1 ст 7 описаны основания для аннулирования кредитной истории:

  • по истечению установленных 10 лет;
  • суд принял решение о недействительности сведений о платежеспособности заемщика;
  • на основании заявления о рассмотрении данных, внесенных в кредитную историю.

БКИ (бюро кредитных историй) обеспечивает конфиденциальность и защиту данных на момент:

  • ее обработки;
  • хранения;
  • передачи уполномоченным лицам.

Согласно положениям закона, при предоставлении сведений не должна быть нарушена:

  • служебная;
  • банковская;
  • налоговая;
  • коммерческая тайна.

Статья 8

В положениях ст 8 прописаны права субъектов кредитных историй. Они вправе:

  • получать данные об адресе нахождения БКИ, в котором хранится его история;
  • один раз в год на бесплатной основе запрашивать кредитный отчет и неограниченное количество раз за денежную сумму;
  • оспорить сведения, включенные в их кредитные истории. Осуществить это можно путем подачи заявления в БКИ;
  • оспорить решение сотрудников бюро об отказе в принятии заявления.

Ст 9 ФЗ 218

В статье 9 перечислены права бюро кредитных историй. К ним относят:

  • оказание услуг по составлению и предоставлению отчетов по кредиту на основании подписанного договора с клиентом;
  • разработка оценочных стратегий по вычислению рейтингов в индивидуальном порядке;
  • организовывать союзы по защите интересов своих клиентов, контроль их деятельности, удовлетворение всех их научных и других требований;
  • проверка информации, содержащейся в кредитной истории через:
    • Национальный Банк России;
    • органов гос власти и других.

Статья 10

В положениях ст 10 описаны обязанности БКИ. Основными из них являются:

  1. Предоставлять Центральному бюро информацию, содержащуюся на титульных листах кредитных историй.
  2. После аннулирования клиентских данных в течение двух дней сообщить об этом сотрудникам Центрального каталога.
  3. Наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению конфиденциальных данных.
  4. По требованию клиента предоставлять отчет по долгу, но только на основании имеющегося договора.
  5. После получения данных добавить их в долговую карту заявителя не позднее одного рабочего дня.

Ст 14 ФЗ 218

Деятельность БКИ контролирует Банк России. Он выполняет следующие функции:

  • заполняет государственный реестр, в соответствии с положениями закона;
  • установка требований к содержанию долговых историй;
  • проверка соблюдения правил по осуществлению своей деятельности и другое.

Скачать закон о кредитных историях в новой редакции

Федеральный закон №218 «О кредитных историях» регулирует деятельность, связанную с обработкой информации, содержащейся в БКИ. Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 218, скачайте его по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-kreditnyx-istoriyax/

Можно ли переписать историю? Изменение в законе кредитных историях c 1 марта 2015 года

2014 год можно уже по праву назвать годом перемен на рынке потребительского кредитования. В одной из прошлых статей нашего блога мы писали о том, какие нововведения появятся с июля 2014 года благодаря принятию нового закона о потребительском кредитовании. Но, правительство на этом решило не останавливаться, и активно потрудилось над законом «О кредитных историях».

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О кредитных историях» был принят в первом чтении 12 марта 2014 года.

Итак, что нового?

Самое основное изменение коснулось порядка направления информации о заемщике в бюро кредитных историй.

Заемщики со стажем, наверняка, помнят, что ранее банк просил разрешение на передачу информации в бюро кредитных историй, ровно как, и для того, чтобы запросить кредитную историю заемщика из бюро, требовалось письменное согласие последнего.

То есть, если, например, заемщик не хотел, чтобы данные о его обязательствах передавались в бюро, то он мог просто не подписывать заявление (не ставить галочку в анкете напротив соответствующего пункта), и всё, банк просто не имел права передавать данные. 

Теперь же информация о выданных кредитах и кредитных картах должна в обязательном порядке передаваться в бюро, и согласия заемщика для этого больше не требуется.

Мало того, согласно поправкам, данные в бюро кредитных историй теперь обязаны передавать не только банки, но и мирофинансовые организации и кредитные кооперативы. Получить деньги в долг без уведомления бюро кредитных историй теперь станет возможным только через ломбарды, их новый закон не затронул.

И, что не маловажно, кредитные организации обязаны передавать информацию не только о самом факте получения кредита и просрочках по нему, но и просто о подаче заявки заемщиком, даже если банк отказал по ним.

Поэтому, теперь подавать заявки сразу в несколько банков одновременно станет весьма опасно для заемщика, все банки, в которые заемщик подал заявку, будут видеть активные заявки и в другие банки, а, значит, шансы на получение кредита резко снизятся.

Многих действующих и будущих заемщиков может удивить и следующее нововведение. Теперь кредитные организации могут передавать информацию о заемщике не только в бюро кредитных историй, но и третьим лицам.

К последним, в свою очередь относятся: не только другие кредитные организации, но и ГИБДД, коммунальные службы, коллекторские агентства и даже потенциальные работодатели.

Поэтому, благодаря такому новшеству, заемщиков, уклоняющихся от выплаты обязательств по кредитам, могут просто не принять на новую работу.

Причем, сами коммунальщики, ГИБДД и пр. «третьи лица» также могут передавать информацию в бюро. Поэтому, если у вас есть неоплаченные штрафы или счета за коммунальные услуги, то банки об этом тоже узнают, и, соответственно, и кредит вам могут не одобрить.

Резюмируем, все вышеизложенное. Конечно, данные изменения в закон о кредитных историях, позволят снизить риски банков, но они практически не оставляют шансов для недобросовестных заемщиков и должников – ни получить новый кредит, ни найти новую работу. Хотя, закредитованность населения точно упадет, а это одна из главных целей принятия данного законопроекта. 

Источник: http://CreditRadar.ru/zakon-o-kreditnyh-istoriyah-2014

Ссылка на основную публикацию