Схема получения инвестиционного налогового кредита – финансовый консультант

Как получить инвестиционный налоговый кредит

Схема получения инвестиционного налогового кредита - финансовый консультант

Как известно, одной из функций налоговой системы является регулирующая. Реализуется она, в том числе, через систему льгот, в которую входит инвестиционный налоговый кредит. Давайте разберемся с условиями предоставления инвестиционного налогового кредита.

Используйте пошаговые руководства:

Понятие налогового кредита было введено в Российское законодательство еще в 1996 году. Изначально существовали отдельно как налоговый, так и инвестиционный налоговый кредит, однако позднее налоговый кредит был упразднен и остался только инвестиционный.

Инвестиционный налоговый кредит, это отсрочка уплаты налога на прибыль, региональных и местных налогов. Схема его работы такая:

  1. Организации предоставляется инвестиционный налоговый кредит в определенном размере.
  2. По итогам отчетных и налоговых периодов эта компания исчисляет налог на прибыль по общим правилам.
  3. В бюджет уплачивается уменьшенная сумма до тех пор, пока общая сумма неуплаченного налога не сравняется с размером предоставленного кредита.
  4. На весь не перечисленный в бюджет остаток налога предприятие начисляет и уплачивает проценты.
  5. Организация погашает сумму кредита и процентов в соответствии с утвержденным графиком платежей.

Уполномоченным органом по утверждению практического порядка и принятию решений о выдаче кредита является Федеральная налоговая служба, а региональные власти могут устанавливать условия предоставления отсрочек в части налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.

Скачайте полезные документы:

Заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Договор об инвестиционном налоговом кредите по налогу на прибыль организаций

Условия предоставления кредита

Условия предоставления инвестиционного налогового кредита регулируются статьями 66–68 Налогового кодекса, которыми установлен ряд ограничений, а именно:

  • текущий платеж по налогу может быть уменьшен не более чем в два раза;
  • общая сумма накопленного кредита за налоговый период не должна превышать половины суммы налога, исчисленного за этот период;
  • процентная ставка за пользование отсрочкой должна быть не менее половины и не более трех четвертей ключевой ставки Банка России;
  • наличие обеспечения со стороны получателя в виде залога, поручительства или банковской гарантии;
  • инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок  от одного до пяти лет, в отдельных случаях возможно его увеличение до десяти лет.

Законодательство установило закрытый перечень видов деятельности, по которым возможно получение отсрочки уплаты налогов. Размер кредита также зависит от основания, по которому он выдается.

В случае осуществления капитальных вложений в проведение научно-исследовательских работ, техническое перевооружение и повышение энергоэффективности производства, мероприятия по защите окружающей среды, или в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, размер кредита может достигать полной стоимости приобретенного оборудования или капитальных вложений, при условии, что они используются исключительно для указанных целей.

Если предприятие ведет инновационную деятельность, создает новые виды сырья и материалов, выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона, или государственный оборонный заказ, то размер кредита определяется соглашением сторон договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Если же организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития и действует в рамках соответствующего федерального закона, то инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в размере капитальных вложений в приобретение, создание и модернизацию имущества, используемого в инвестиционных проектах. Это единственный случай, когда срок кредита может достигать десяти лет.

Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита

Если у предприятия имеются основания для получения кредита, надо подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита в Федеральную налоговую службу.

Заявление на получение инвестиционного налогового кредита составляется по примерной форме, установленной приказом ФНС России от 16.12.

2016 № ММВ-7-8/683@, должно содержать обязательство об уплате процентов за пользование кредитом, и к нему должны быть приложены:

  1. Документальные подтверждения оснований для получения инвестиционного налогового кредита.
  2. Документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость оборудования.
  3. Бизнес-план инвестиционного проекта.
  4. Заявление поручителя или банковская гарантия (при наличии).

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, после чего, в случае положительного решения предприятие и налоговая служба заключают договор об инвестиционном налоговом кредите. Этот договор является главным документом, определяющим все существенные условия предоставляемой отсрочки уплаты налогов, в нем указаны:

  • основания для предоставления налогового кредита,
  • сумма и срок кредита;
  • налог, по которому предоставлена отсрочка;
  • конкретный порядок уменьшения налоговых платежей;
  • процентная ставка;
  • график платежей по погашению кредита и процентов;
  • вид обеспечения: поручительство, залог или гарантия банка;
  • запрет в течение всего срока договора на какое-либо отчуждение, включая продажу и передачу во временное пользование другим лицам, имущества, приобретение которого стало основанием для получения кредита;
  • ответственность сторон за соблюдение условий договора.

Если обеспечением является залог, то дополнительно к основному договору заключается договор залога.

Все документы на обеспечение: договор залога, поручительство, банковская гарантия – подлежат регистрации в Федеральной налоговой службе.

Копию договора об инвестиционном налоговом кредите необходимо предоставить в Налоговую инспекцию по месту учета предприятия в течение пяти дней после его подписания.

Требования к бизнес-плану

Может показаться, что предоставление бизнес-плана вместе с заявлением на налоговый кредит является формальным требованием. Однако, это не так, и качество бизнес-плана во многом определяет решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Необходимо продемонстрировать экономический эффект, который будет достигнут посредством осуществляемых капитальных вложений.

Какую выгоду получает налогоплательщик от реализации данного инвестиционного проекта? Какую роль играет в этом инвестиционный налоговый кредит? Ответы на эти вопросы должны быть раскрыты в бизнес-плане с указанием реально достижимых показателей.

Государство, в лице налоговой службы, как и любой заимодавец, заинтересовано в получении отдачи от реализации данного проекта. Этот эффект может выражаться в увеличении поступлений в бюджет, создании дополнительных рабочих мест или решении других социально-экономических проблем.

Например, при вводе в эксплуатацию производственного комплекса по переработке автошин устраняется необходимость их захоронения, что значительно снижает уровень загрязнения окружающей среды.

Вырабатываемая при утилизации энергия позволит на 30% сократить энергопотребление основного производства. Кроме того, получающееся в процессе переработки сырье имеет самостоятельные рынки сбыта, что позволит увеличить выручку на 18%, а, значит, увеличит поступления НДС в бюджет.

При этом создается 150 рабочих мест с соответствующим ростом отчислений в страховые фонды.

Для подготовки документа можно использовать требования к оценке инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственного бюджета, или обратиться в специализированные агентства, имеющие соответствующий опыт работы с финансовыми и налоговыми органами региона.

Одна и та же организация может иметь одновременно несколько договоров инвестиционного кредита, а их наличие не является основанием для отказа в заключении следующего.

Дополнительные условия и ограничения

К составлению подтверждающих и обеспечительных документов стоит отнестись со всей серьезностью, так как в большинстве случаев предоставление инвестиционного налогового кредита является правом, а не обязанностью налоговых органов. Его предоставление обязательно только для резидентов зоны территориального развития, которые ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации…».

Одна и та же организация может иметь одновременно несколько договоров инвестиционного кредита, а их наличие не является основанием для отказа в заключении следующего. Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • возбуждение или производство по уголовному делу о налоговых правонарушениях в отношении организации или ее руководителя;
  • возможность сокрытия налогооблагаемого имущества, либо намерение руководителя предприятия-заявителя выехать за рубеж на постоянное место жительства;
  • наличие нарушений по аналогичным кредитным договорам в течение предыдущих трех лет.

Еще одним важным условием является осуществление инвестиций, то есть имущество может быть только приобретено в собственность, и не может быть никому ни передано, ни продано, ни подарено, ни каким-либо другим образом отчуждено от получателя налогового кредита.

По этой причине приобретение оборудования в лизинг не позволит воспользоваться данной льготой (см. также быстрый способ оценить, что выгоднее: лизинг или кредит). По сложившейся практике арбитражные суды считают договор лизинга договором аренды, в котором собственником имущества является лизингодатель.

Поэтому лизингополучатель даже при соблюдении всех остальных условий получит отказ в предоставлении отсрочки.

Стоит иметь в виду, что у Субъектов РФ есть право на своем уровне принимать решения по предоставлению инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в региональный бюджет, а также по региональным и местным налогам. В пределах своих полномочий они могут устанавливать другие условия, отличные от норм Налогового кодекса, в том числе по срокам и процентным ставкам для инвестиционных налоговых кредитов по этим налогам.

Инвестиционный налоговый кредит будет интересен крупным предприятиям с полностью прозрачной системой учета и расчетов по налогам.

Читайте также:  Как по закону не платить банку кредит - финансовый консультант

Достоинства и недостатки инвестиционного кредита

Исходя из условий предоставления инвестиционного налогового кредита следует, что эта форма стимулирования предназначена скорее для крупных предприятий с полностью прозрачной системой учета и расчетов по налогам. Для них эта возможность может быть очень интересной, особенно, если законодательно установленные требования о целевом характере инвестиций соответствуют планам развития предприятия.

Получение инвестиционного налогового кредита равносильно пополнению оборотных средств по ставке около 7% годовых на осуществление проектов по выходу на новый рынок или переоснащение производства, приведение его к современным стандартам энергетической эффективности.

В данном случае нет поступлений на счета, как при банковском кредите, но происходит сокращение оттока средств на уплату налога на прибыль, которое для некоторых предприятий может достигать сотен миллионов рублей в год.

Если учесть разницу в процентных ставках, предлагаемых банками, то привлекательность такого решения становится очевидной.

При этом следует помнить, что договор об инвестиционном налоговом кредите налагает достаточно высокую ответственность на его получателя.

Изменить условия в дальнейшем практически невозможно, при этом досрочно прекратить действие договора по инициативе заемщика можно только после досрочной и полной уплаты всей суммы налога и всех начисленных за это время процентов.

Налоговые органы могут по своей инициативе расторгнуть договор налогового кредита в случае нарушения заемщиком его условий. В таком случае заемщик должен в течение 30 дней уплатить всю оставшуюся сумму задолженности по налогам вместе с начисленными процентами.

Выводы

Инвестиционный налоговый кредит объединяет в себе налоговую льготу и кредитные отношения.

Можно сказать, что каждый отчетный период предприятие на возвратной и платной основе получает очередной транш в размере половины текущих платежей по налогу на прибыль, а затем возвращает его в соответствии с заранее утвержденным графиком платежей. При этом налогоплательщик, выступающий в роли заемщика, предоставляет дополнительное обеспечение своих налоговых обязательств.

https://www.youtube.com/watch?v=cXIUa2h1Xjo

Эта форма стимулирования инвестиций в новые отрасли и социально значимые проекты может быть востребована крупными производственными предприятиями, составляя серьезную конкуренцию банковскому кредитованию (см. также, как оценить инвестиционный проект). При наличии оснований и тщательной подготовке документов инвестиционный налоговый кредит может быть доступен и предприятиям среднего бизнеса.

Источник: https://fd.ru/articles/158834-kak-poluchit-investitsionnyy-nalogovyy-kredit-qqq-17-m9

Как мы безуспешно пытались получить инвестиционный налоговый кредит

перспективах получения инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НК РФ) наша компания впервые задумалась в 2008 году. Энтузиазм был вызван тем, что, по нашему мнению, компания идеально подходила под требования, предъявляемые Налоговым кодексом, кроме того, очень уж привлекательными казались условия получения подобного рода заемного финансирования.

Напомню, что инвестиционный налоговый кредит, согласно действующему законодательству, может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога, если она удовлетворяет одному из следующих признаков, перечисленных в статье 67 НК РФ:

  • проводит НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства;
  • осуществляет внедренческую или инновационную деятельность;
  • выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона;
  • предоставляет особо важные услуги населению;
  • выполняет государственный оборонный заказ;
  • инвестирует в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;
  • является резидентом зоны территориального развития.

Этот кредит представляет собой отсрочку по уплате налогов от одного года до пяти лет, но не более чем 50 процентов налога за каждый налоговый период (п. 1 и 3 ст. 66 НК РФ).

Так как, согласно корпоративному бюджету нашего холдинга, общая планируемая сумма налога на прибыль за 2011–2015 годы должна была составить не менее 3,4 млрд рублей, уменьшить ее наполовину показалось соблазнительным.

Кроме того, деятельность компании вполне подпадала под ряд пунктов вышеприведенного перечня. Но тут важно было учесть абсолютно все плюсы и минусы.

Мы оценили преимущества и недостатки инвестиционного налогового кредита

Наш холдинг претендовал на получение инвестиционного налогового кредита сроком на пять лет на сумму 1,7 млрд рублей по ставке от половины до трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 6 ст. 67 НК РФ). То есть в течение 2011–2015 годов средняя ставка составила бы примерно 6,5 процента годовых, что значительно ниже, чем на общедоступном рынке финансовых заимствований.

С учетом ставки дисконтирования, принятой в компании на 2011–2015 годы (17% годовых), даже самые грубые прикидки давали экономический эффект от привлечения инвестиционного налогового кредита в 178,5 млн рублей (1,7 млрд руб. 17%) – (1,7 млрд руб. 6,5%). Это чистая экономия за пять лет. Игра стоила свеч.

Таким образом, в качестве преимуществ мы выделили следующие моменты:

  • существенный экономический эф- фект;
  • значительное сокращение организационных и прочих затрат на привлечение долгового финансирования с рынка;
  • положительный имидж для компании, впервые в России получившей законную льготу в виде налогового кредита.

В то же время мы выделили сложности и недостатки этого шага:

  • большие затраты времени на оформление документов, доказывание правомерности притязаний на налоговый кредит, ожидание решения чиновников и оспаривание их отказов;
  • отсутствие сложившейся практики предоставления такого кредита, что не позволяет получать его в автоматическом режиме и опираться на положительные судебные прецеденты при неправомерном отказе.

Налоговики затормозили процедуру уже на начальном этапе

Чтобы получить инвестиционный налоговый кредит, нам прежде всего предстояло выбрать способ обеспечения своих обязательств по его возврату. Напомню, что такой гарантией может быть либо залог имущества (ст. 73 НК РФ), либо поручительство (ст. 74 НК РФ).

Наиболее дешевым и необременительным в плане оформления способом обеспечения представлялась гарантия третьего лица. Так как в отличие от весьма дорогой банковской гарантии дружественный холдинг с миллиардными оборотами готов был оказать нам эти услуги бесплатно.

Кредитные учреждения за свои услуги просили порядка 5 процентов от гарантируемой суммы, что сильно снижало экономический эффект. При этом замена поручительства третьего лица на банковскую гарантию не давала никакой уверенности в том, что это каким-то образом поможет получить кредит.

Следовательно, первым делом нужно было собрать соответствующие документы и заключить договоры поручительства с региональными управлениями ФНС России по местонахождению наших структур.

Согласно действующему порядку, для оформления договора поручительства заинтересованное лицо и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган.

Результаты рассмотрения заявлений налоговый орган должен сообщить указанным лицам в течение семи рабочих дней после получения всех документов (абз. 1 п. 23 приказа ФНС от 28.09.10 № ММВ-7-8/469@).

Почти все предприятия нашей группы компаний приняли участие в процессе заключения договоров поручительства с региональными УФНС. Однако абсолютно по всем заявлениям во всех регионах мы получили отказ.

Обеспечение в виде поручительства крупного строительного холдинга налоговиков не устроило.

Они единодушно сочли, что эта респектабельнейшая компания не сможет погасить наши обязательства в случае, если у заемщика возникнут финансовые проблемы с возвратом инвестиционного налогового кредита.

При этом формальным поводом для отказа стало отсутствие тех или иных документов, которые подтверждали бы финансовую состоятельность поручителя. Или же якобы устаревшие данные таких документов.

Отмечу, что Налоговый кодекс не содержит закрытого перечня документов, которыми поручитель мог бы подтвердить свое прочное финансовое положение.

Все это позволяет чиновникам выдумывать причины для отказа.

Естественно, мы изначально ожидали такой реакции налоговиков, но были готовы идти до конца. Поэтому все без исключения отказы обжаловали в судебном порядке. Мы требовали от судов обязать УФНС по соответствующему региону заключить договор поручительства в принудительном порядке, так как все требования для этого мы со своей стороны выполнили.

Но обжалование отказов УФНС в судах в целом не принесло положительного результата. Первоначально в двух регионах суды встали на нашу сторону, но затем вышестоящие инстанции такие решения отменили.

Суды аргументировали правоту налоговиков тем, что Гражданский кодекс РФ декларирует свободную волю сторон при заключении договора поручительства. То есть если УФНС не верит в добросовестность поручителя ввиду отсутствия каких-то документов, ее подтверждающих, то никто не вправе заставить его заключить с ним договор.

Это странно, так как в данном случае при оценке возможности заключить договор поручительства нужно было руководствоваться нормами Налогового, а не Гражданского кодекса.

Читайте также:  Как подать заявление на реструктуризацию кредита русского стандарта - финансовый консультант

Они для целей получения инвестиционного налогового кредита являются специальными. Более того, обязывают заключить договор, если все условия поручителем и заемщиком выполнены.

Принцип свободы договора в данном случае неприменим.

ФНС не проявила никакой заинтересованности в ведении переговоров

Таким образом, наш путь к инвестиционному налоговому кредиту прервался на первом же этапе. Тогда как мы изначально все-таки надеялись добраться до прямых официальных переговоров с чиновниками ФНС и судебных разбирательств по поводу отказа предоставить кредит уже с центральным аппаратом налоговой службы.

Нужно сказать, что в целом намерение получить инвестиционный налоговый кредит и региональные, и федеральные налоговики расценили как попытку уклониться от уплаты налогов.

При этом попытка провести хоть какие-нибудь переговоры с чиновниками из ФНС России также успехом не увенчалась.

На все письма мы получали формальные отписки, целиком состоящие из цитат Налогового кодекса и приказов Федеральной налоговой службы.

Как при таком отношении можно выработать взаимоприемлемые позиции сторон и условия договора, для нас осталось тайной. Ведь мы готовы были обсуждать любые требования налоговиков, начиная от замены обеспечения по кредиту и заканчивая процентной ставкой и сроками. Однако ни малейшей заинтересованности вести переговоры фискальное ведомство не проявило.

После личного общения с некоторыми работниками ФНС и Минфина я пришел к выводу, что основная проблема состоит в том, что нормы Налогового кодекса об инвестиционном налоговом кредите на текущий момент налоговиков ни к чему не обязывают. Ни региональных, ни федеральных.

Отказ или согласие они могут давать исключительно по собственному усмотрению. Причем очевидно, что выдача таких кредитов даже нескольким налогоплательщикам создаст для контролеров дополнительные сложности, связанные с администрированием подписанных соглашений. А лишняя работа для чиновников в тягость.

Именно поэтому данные нормы фактически не работают на практике.

В результате нам пришлось отказаться от перспективы получения инвестиционного налогового кредита и обратиться к другим механизмам получения отсрочки уплаты налога на прибыль. К тем, которые не зависят от усмотрения налоговых органов, но при этом абсолютно бесплатны и законны. Но это уже совсем другая история.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3077-kak-my-bezuspeshno-pytalis-poluchit-investitsionnyy-nalogovyy-kredit

Налоговый кредит

Под термином “налоговый кредит” подразумевают налоговую льготу, которая предоставляет налогоплательщику возможность перенести установленный срок уплаты сбора на более поздний период. Используя его, компания получает возможность направить дополнительные средства на развитие своего бизнеса.

В каких формах предоставляется налоговый кредит?

Действующее законодательство различает рассрочку, отсрочку и налоговый инвестиционный кредит. Первые две формы может использовать предприятие, у которого возникли трудности с платежеспособностью. А оформление инвестиционного кредита связано с определенными затратами, которые компания понесет в будущем.

Рассрочку и отсрочку можно оформить на относительно короткое время – от тридцати дней до полугода.  Налоговый инвестиционный кредит позволяет перенести сроки платежа  максимум до пяти лет.

Но изменение срока платежа не освобождает предприятие от обязанности в конечном итоге уплатить налог. Просто срок платежа переносится на более позднее время.

Кто дает разрешение на изменение срока платежа?

Действующее законодательство наделяет соответствующей компетенцией такие органы:

  • министерство финансов;
  • основной финансовый орган отдельного субъекта федерации;
  • сотрудников таможенного комитета;
  • органы, в компетенцию которых входит следить за внесением пошлины;
  • внебюджетные фонды.

Особенности инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный кредит можно оформить в таких случаях:

  • если организация обновляет свое производство;
  • компания занимается созданием инновационных продуктов;
  • профилем предприятия является оказание стратегически важных услуг населению;
  • компания занята выполнением заказа, который имеет важное значение для развития региона.

Срок его использования колеблется от одного года до пяти лет. Конкретный период времени, а также сам размер кредита зависит от обстоятельств, которые послужили основанием для его оформления. Но даже самая крупная сумма не может уменьшать размер подлежащего к уплате платежа более чем наполовину.

Виды обеспечения налогового кредита

В отдельных случаях изменение срока платежа сопровождается предоставлением налогоплательщиком обеспечения в форме поручительства или залога имущества. Причем может быть использовано имущество как организации, которая получает налоговый кредит, так и любой другой компании.

Имущество, переданное в залог, не может служить объектом других сделок. Оно может храниться у своего законного владельца или у налоговой, но последняя отвечает за его сохранность. По договору поручительства обязанности налогоплательщика, который не смог заплатить налог и пеню, выполняются поручителем.

Нужно отметить, что указанные способы обеспечение применяются только по согласию двух сторон.

Обстоятельства, исключающие возможность получения налогового кредита

На законодательном уровне установлен перечень фактов, наличие которых исключает возможность изменения срока уплаты. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • начато уголовное дело по обвинению лица в налоговом преступлении, которое предусматривает ответственность за неуплату таможенных или налоговых платежей либо страховых взносов;
  • начато административное дело в связи с совершением лицом налогового проступка или другого нарушения налогового законодательства;
  • имеются обоснованные подозрения, что в результате изменения срока платежа лицо скроет денежные средства или вообще покинет страну.

Нужно отметить, что достаточно часто законодательство о федеральном бюджете вносит дополнительное основание, чтобы отказать в отсрочке или уменьшении суммы платежа.

Таким основанием служит несвоевременный возврат в федеральный бюджет денежных средств, которые были предоставлены на определенный период времени.

Но поскольку условия налогового кредитования определяются исключительно налоговым законодательством, то положения других нормативных актов не должны применяться.

Одним из спорных вопросов считается определения срока, на протяжении которого действует запрет в отношении моратория на оформление налогового кредита. Согласно закону такой запрет актуален на период существования административного или уголовного дела.

Но если в первом случае производство ведется достаточно быстро и дело закрывается после вынесения судом определенного постановления, то в другом случае все обстоит гораздо сложнее. Ведь уголовное дело может быть приостановлено на неопределенное время.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12475-nalogovyy-kredit

Предоставление инвестиционного налогового кредита – инвестиционный и финансовый анализ, программы и семинары, бизнес-план, управление инвестиционными проектами, бюджетирование

Понятие инвестиционного налогового кредита. Условия предоставления. Величина предоставляемого кредита. Сроки и стоимость предоставляемого кредита. Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Расчет эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита. Практический пример.

Материалы семинара-практикума “Практика коммерческой оценки и экспертизы инвестиционных проектов”. Раздел “Предоставление инвестиционного налогового кредита”.

Данный материал является составляющей частью методических материалов в составе комплекта программного продукта “Альт-Инвест-Прим”.

Понятие инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом Кодексе, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Условия предоставления кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. * проведение этой организацией научно – исследовательских или опытно – конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально – экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Величина предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  1. по основаниям, указанным в подпункте 1)* – на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  2. по основаниям, указанным в подпунктах 2) и 3) – на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Читайте также:  Правильно берем кредит в банке, чтобы не ошибиться - финансовый консультант

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Сроки и стоимость предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Базовые документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита:

  1. Заявление налогоплательщика;
  2. Бизнес – план инвестиционного проекта;
  3. Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
  4. Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;
  5. Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;
  6. Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство;
  7. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;
  8. Копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию организации (Устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);
  9. Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.

Правовое регулирование вопроса

Налоговый кодекс РФ, Глава 9, статьи 62, 64, 65, 66, 67

Расчет эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита

Целесообразность предоставления инвестиционного налогового кредита логично оценивать, базируясь на рассмотрении прироста налоговых поступлений, связанных с реализацией проекта. С точки зрения бюджета,

  • расходами являются величины недополученных бюджетом доходов (сумма предоставленных льгот);
  • доходами являются дополнительные поступления по всем налогам, возникшие в результате реализации проекта, а также величина уплачиваемых заемщиком процентов.

2001 год

Ростовский оператор сотовой связи “Донтелеком” сообщает о том, что губернатором Ростовской области подписано Постановление “О предоставлении инвестиционного налогового кредита АО “Донтелеком”” в размере 17,1 млн. руб.
Данное постановление действует в рамках реализации концепции развития связи Ростовской области, и имеет своей целью развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области.

Ккомпания “Ростовэлектросвязь” объявила о том, что Министерство финансов Ростовской области предоставило ей налоговый инвестиционный кредит.

По условиям подписанного компанией и министерством соглашения, для ростовского оператора на 9 месяцев уменьшен размер платежа по налогу на прибыль, который приходится на долю областного бюджета. Согласно расчетам, сумма кредита составит 17 млн. Руб (прибыль за 2001 г – 210 млн. руб.).

Эти средства “Ростовэлектросвязь” должна использовать только для реализации проекта реконструкции и развития сельской телефонной связи в Ростовской области. А именно, сел и хуторов Донецкого региона.

Практический пример

Хлебозавод развивающегося региона предполагает осуществить проект по модернизации и расширению производства, что позволит оптимизировать структуру производства (продаж) в сторону увеличения высококачественных и булочных изделий, увеличить ассортимент предлагаемой продукции, обеспечить высокое качество продукции.

Настоящее техническое состояние предприятия не позволяет удовлетворять спрос населения региона в продукции широкого ассортимента и высокого качества.

По оценкам специалистов, спрос на хлебобулочные изделия превышает мощности и ассортиментные возможности существующей пекарни.

Ожидается увеличение спроса со стороны школ на булочные изделия, в районе ведется большой объем строительных работ – много приезжих, есть потребность в разнообразии поставок ржано-пшеничного хлеба, в летний период булочные изделия продаются на открытых лотках. Существуют заявки на поставку хлебобулочных изделий от предприятий региона, близко расположенных поселков.

Проект предполагает:

  • частичное замещение существующего хлебопекарного оборудования современным, высокопроизводительным оборудованием;
  • организацию производства кондитерских изделий на базе нового цеха.

Финансирование инвестиционных затрат предполагается частично за счет собственных средств от текущей деятельности предприятия, частично – за счет привлекаемого кредита в размере 7 400 тыс. руб.

стоимостью 24% годовых в рублях. Установленный банком срок действия кредитного договора составляет 2 года с начала реализации проекта.

Требованием банка является погашение кредита равными частями в течение 6 месяцев при ежеквартальной уплате процентов.

Для обеспечения финансовой состоятельности проекта (погашения кредита в установленных объемах и сроках) предприятие обращается с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль сроком на 1,5 года.

Исходные данные:

Инвестиционные затраты(включает в себя разработку технического проекта строительства цеха, строительство объекта, приобретение и пуско-наладку оборудования, приобретение дополнительного парка автотранспорта для доставки готовой продукции потребителям, формирование оборотного капитала.

9 600 тыс. руб. (с учетом НДС),8 000 тыс. руб. без учета НДС

Продолжительность инвестиционной фазы

6 месяцев

Фактическая величина налогооблагаемой прибыли

2800 тыс. руб. в год

Инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль (не более 2800*14,5%*50% = 203 тыс. руб.)

168 тыс. руб.

Срок инвестиционного кредита

12 месяцев

Ставка процента по инвестиционному кредиту

0,5*Ставка рефинансирования РФ0,5*21%=10,5%

Изменение доходов и затрат в связи с реализацией проекта

До реализации проекта

После реализации проекта

Выручка от реализации, тыс. руб./квартал

7 866

9500

Текущие затраты, тыс. руб./квартал,в том числе затраты на оплату труда

7 027 в т.ч. 500

8 300 в т.ч. 615

Дополнительный объем запасов, незавершенного производства, готовой продукции), тыс. руб.

288

Подготовка информации для оценки бюджетной эффективности проекта: дополнительные поступления налогов в бюджет в связи с реализацией проекта

Дополнительные поступления налогов в бюджет

Изменение налогооблагаемой базы

Налог на пользователей автомобильных дорог

Изменение Выручки

1 634 тыс. руб./квартал

Налог на прибыль

Изменение Прибыли (учесть уменьшение налогооблагаемой прибыли при привлечении кредита)

361 тыс. руб./квартал

Начисления на заработную плату

Изменение Затрат на оплату труда

115 тыс. руб./квартал

Налог на имущество

Изменение Величины запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе

Остаточная стоимость приобретенных ОПФ

В среднем 288 тыс. руб.

Балансовая стоимость приобретаемых активов – 8 000 тыс. руб., норма амортизации – 7%

Налог на добавленную стоимость

Дополнительный НДС в бюджет по текущей деятельности = НДС к дополнительной выручке – НДС к дополнительным затратам (учесть возмещение НДС, уплаченного по постоянным активам)

82 тыс. руб./квартал

НДС, уплаченный по постоянным активам 1600 тыс. руб.

Пример расчета в формате MS Excel (упаковано WinZip)

Источник: https://www.alt-invest.ru/index.php/ru/biblioteka/tematicheskie-stati/analiz-investitsionnykh-proektov/1577-predostavlenie-investitsionnogo-nalogovogo-kredita

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector